Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах

Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах
Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах
Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах
Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах
Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах

1

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вязание» разработана на основе примерных программ «Вязание спицами», «Вязание крючком», рекомендованных Министерством Просвещения СССР [3, 4], с учетом возрастных особенностей детей. Программа «Вязание» является модифицированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации и с Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки РФ от ), с учетом изменений и дополнений в Положении о формировании и движении контингента обучающихся МБОУ ДОД ДДТ [1, 2]. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вязание» соответствует начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему уровням образования и имеет художественно-эстетическую направленность. Ручное вязание это прекрасный древний вид рукоделия. Это подлинно массовое искусство, собравшее по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Изучив основные азы вязания спицами и крючком можно создать оригинальные и индивидуальные наряды. В наше время ручное вязание стало достаточно популярным видом деятельности. Вязание, как и любой другой вид прикладного творчества, постоянно развивается и совершенствуется, здесь всегда есть место для повышения своего профессионального уровня, освоения новых навыков и умений. И все-таки даже на начальном этапе обучения возможно создание готового изделия, пусть и наипростейшего. Актуальность данного курса способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами. Так же вязание помогают ребёнку реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. На занятиях по вязанию развивается творческое начало. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Программа предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно эстетический вкус. Цель программы: раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством занятий художественным вязанием. Задачи: Первый год обучения: Обучающие: - познакомить обучающихся с историей художественного вязания, с основами цветоведения и материаловедения; - научить соблюдению правил техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (крючки, спицы, иглы ножницы, утюг); - научить основным приёмам вязания спицами, крючком: подбор материалов и инструментов; научить читать несложные схемы вязания (условные обозначения) самостоятельно выполнять их; научить оформлять изделия (помпоны, кисти); - научить вязать изделия на кукол: шарфик (убавление и прибавление петель), детская шапочка; - научить вязать по кругу на 5 спицах: варежки, носки; - научить изготовлять декоративные изделия и сувениры (прихватки, игрушки); - научить вязать модельные шапочки и береты; 1

3 - научить вязать разные виды цельновязаных регланов. Развивающие: - развивать художественный вкус познавательной и творческой активности; - развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству; - развивать мышление, внимание, зрительную память, фантазию, воображение; - развивать пальчиковую моторику; - развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе. Воспитательные: - привитие интереса к художественному вязанию, как виду художественного творчества; - воспитывать усидчивость, аккуратность; - воспитывать терпение, волю, трудолюбие в достижении цели; - воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи; Второй год обучения: Обучающие: - научить снимать мерки для изделий и выполнять чертежи выкроек; - научить выполнять расчёты петель для различных изделий, определять плотность по горизонтали и вертикали; - научить вязать изделия на себя: джемпер, рейтузы, перчатки; - научить различным видам трикотажных швов (вертикальный, горизонтальный, кеттельный) для соединения готовых вязаных деталей, а также декоративное оформление готового изделия, используя (планки, карманы, воротники, манжеты, фурнитуру); - научить изготовлять декоративные изделия и сувениры крючком (салфетки, прихватки, игрушки, карандашницы, игольницы, вазы, конфетницы); - научить правильному уходу и хранению трикотажных изделий согласно правилам; Развивающие: - развивать фантазию; - развивать образное мышление; - выработать эстетический и художественный вкус; - развивать моторные навыки; - развивать творческие способности; - развивать внимание; Воспитательные: - воспитать умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам; - прививать основы культуры труда. Третий год обучения: Обучающие: - научить основным приёмам вязания на «вилки» (круг, квадрат, ажурная полоса); - научить вязать изделия на себя на «вилке» (шали, жилетки, платья и т.д.) - научить основным приёмам вязания салфеток на спицах; - научить основным приёмам «филейного вязания»; - научить основным приемам «тунисского вязания»; - научить вязать средней сложности изделия на себя (джемпера, топы, желетки, шапки, шарфы, палантины, шали); - научить вязать средней сложности декоративные изделия спицами и крючком в различных техниках вязания (панно, занавески, игрушки и т.д.); 2

4 - научить основным приемам вязания на ручных вязальных машинах. Развивающие: - развивать художественный вкус познавательной и творческой активности; - развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству; - развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе. Воспитательные: - совершенствовать знания, умения и навыки изученного материала; - отзывчивость, взаимопомощь; - умение воспринимать критику; - способность к самооценке; Отличительные особенности. Данная программа дополняет программы «Вязание спицами» [3] и «Вязание крючком» [4]. Новизна данной программы заключается в том, что в программу включены современные узоры и модели вязания, комбинирование различных техник вязания, а также выполнение изделий на ручных вязальных машинах. Обучение по программе развивает способность к труду, творческой деятельности, умение связать оригинальную вещь своими руками. Необычность изделий пробуждает у обучающихся интерес к вязанию. В процессе работы приобретаются навыки вязания, воспитывается аккуратность, внимание, усидчивость. Расширяются также знания обучающихся о народном и декоративно-прикладном искусстве, развивается умение создавать художественную композицию. Возраст детей. Образовательная программа дополнительного образования детей «Вязание» предназначена для обучения школьников в возрасте от 9 до 15 лет. Занятия по программе проводятся с объединением детей разного возраста с постоянным составом. Обучающиеся набираются по желанию. Число обучающихся в объединении первого года обучения не превышает 15 человек, второго года 12 человек, третьего года 10 человек [5-8]. Сроки реализации программы, этапы. Программа рассчитана на три года обучения. Первый год обучения 144 учебных часа. Второй год обучения 216 учебных часов. Третий год обучения 216 учебных часов. Тематическое планирование первого года обучения строится так, чтобы обучающиеся могли познакомиться с краткой историей художественного вязания. Научиться подбирать материал (пряжу) для работы и соответствующие инструменты, правильно их использовать, не нарушая технику безопасности на занятиях. Освоят основные приемы вязания спицами, крючком выполнят самостоятельно по схемам несложные узоры. В течение года смогут связать большой ассортимент изделий: шарф, шапочка, башмачки с отделочным рантом, варежки, носки, салфетки, прихватки, модельные шапочки или береты, цельновязаный реглан. Тематическое планирование второго года обучения строится так, чтобы обучающиеся могли закрепить знания, полученные на первом году обучения вязания крючком и спицами. Также научаться снимать мерки, определять плотность по горизонтали и вертикали: рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий, выполнять расчёты для любых видов изделий (на любой размер), таких как: джемпера, жакеты, топики, рейтузы, перчатки и многое другое. Познакомятся с различными видами трикотажных швов и правильным уходом и обработкой вязанных трикотажных изделий. В течение года обучающиеся выполнят ряд изделий: джемпер, рейтузы, перчатки, салфетки, игрушки, сувениры. Тематическое планирование третьего года обучения строится так, чтобы обучающиеся могли закрепить знания, полученные на первом и втором году обучения вязания крючком и спицами, а также освоить другие техники вязания такие как: «тунисское вязание», «филейное вязание», вязание «на вилке» и основные приёмы вязания салфеток на спицах. 3

5 Формы проведения учебных занятий всем составом объединения. Основной формой обучения является учебное занятие, которое строится следующим образом: 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Изучение нового материала. 4. Практическая работа. 5. Индивидуальное консультирование. 6. Устранение ошибок по ходу выполнения работы. 7. Подведение итогов. 8. Уборка рабочего места. 9. Домашнее задание. На занятиях используются различные методы обучения: - словесные (рассказ, объяснение); - наглядные (демонстрация моделей готовых изделий, показ образцов вязаных узоров, показ иллюстраций из журналов и Интернет сайтов); - практические (вязание образцов, снятие мерок, выполнение чертежей для выкроек изделия, расчеты петель для вязания изделий). В программе используются основные принципы: - наглядности; - доступности; - индивидуальности; - соответствия материала данному возрасту; - результативности; - прочности знаний, умений и навыков; - использования межпредметных связей (черчение, рисование, математика). Выполнению практической работы предшествует изучение теоретического материала по каждой теме. В процессе работы отрабатываются навыки выполнения технических приёмов вязания. При изложении нового материала объяснение сопровождается демонстрацией наглядных пособий (образцов узоров вязаных изделий). Некоторые занятия предусматривают графические работы. Это зарисовки схем, выполнение чертежей выкроек изделий. Программой предусмотрена работа общественно-полезного характера: изготовление наглядных пособий и работ для выставок, изделий для оформления кабинета. Тип занятия комбинированный. Режим занятий. Занятия по программе проводятся: первый год обучения по два академических часа два раза в неделю; второй год обучения по два академических часа три раза в неделю; второй год обучения по три академических часа два раза в неделю; третий год обучения, объединением по два академических часа три раза в неделю; третий год обучения, объединением по три академических часа два раза в неделю; третий год обучения, индивидуально по одному академическому часу три раза в неделю. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы. В результате освоения данной образовательной программы происходит культурологическое развитие обучающихся путем приобщения их к культурным ценностям, овладение обучающимися технологией вязания изделий на куклу, на себя, 4

6 формирование высоких художественно-эстетических вкусов в декоративно-прикладном искусстве. В конце первого года обучения дети будут знать: - общие сведения по истории художественного вязания, с основами цветоведения и материаловедения - правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, (крючки, спицы, иглы ножницы, утюг); - основные виды декоративно-прикладного искусства; - основные приемы вязания крючком и спицами; - необходимые материалы и оборудование для ручного вязания; - условные обозначения и несложные схемы вязания; будут уметь: - соблюдать правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (крючки, спицы, иглы ножницы, утюг); - пользоваться основным приёмам вязания спицами, крючком: подбор материалов и инструментов; читать несложные схемы вязания (условные обозначения) самостоятельно выполнять их; оформлять изделия (помпоны, кисти); - вязать изделия на кукол: шарфик, детская шапочка; - вязать по кругу на 5 спицах: варежки, носки; - пользоваться основными приёмами вязания крючком; - вязать декоративные изделия и сувениры (прихватки, салфетки, игрушки); - вязать модельные шапочки и береты; - вязать разные виды цельновязаных регланов; - организовать и содержать в порядке свое рабочее место; будут сформированы: - усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата; - умение работать в коллективе; - умение оказывать взаимопомощь. В конце второго года обучения дети будут знать: - правила снятия мерок для изделий и выполнения чертежей для выкроек; - выполнение расчётов петель для различных изделий, определение плотности по горизонтали и вертикали; - виды ручного вязания (вязание спицами, крючком); - различные виды трикотажных швов (вертикальный, горизонтальный, кеттельный) для соединения готовых вязаных деталей, а также декоративное оформление готового изделия, используя (планки, карманы, фурнитуру); - основные правила ухода и хранения трикотажных изделий; будут уметь: - снимать мерки для изделий и выполнять чертежи выкроек; - пользоваться схемами различной сложности; - рассчитывать количество петель для различных изделий, определять плотность по горизонтали и вертикали; - выполнять работы более сложные (джемпера, жилеты, топы, рейтузы, перчатки) -использовать различные виды трикотажных швов (вертикальный, горизонтальный, кеттельный) для соединения готовых вязаных деталей, а также декоративное оформление готового изделия, используя (планки, карманы, воротники, манжеты, фурнитуру); - изготавливать декоративные изделия и сувениры (салфетки, прихватки, игрушки, карандашницы, игольницы, вазы, конфетницы); - ухаживать и хранить трикотажные изделия согласно правилам. 5

7 В конце третьего года обучения дети будут знать: - все виды ручного вязания (вязание спицами, крючком, длинным крючком, на вилке); - основные приёмы вязания на «вилке» (круг, квадрат, ажурная полоса); - вязать изделия на себя на «вилке» (шали, палантины, жилетки, платья и т.д.); - основные приёмы вязания салфеток на спицах; - основные приёмы «филейного вязания»; - основные приемы «тунисского вязания»; будут уметь: - вязать на «вилке» различные элементы (круг, квадрат, ажурная полоса); - вязать на «вилке» на себя различные изделия (шали, палантины, жилеты, платья и т.д.); - вязать салфетки на спицах; - вязать в технике «филейного вязания»; - вязать в технике «тунисского вязания»; - вязать средней сложности изделия на себя на спицах (джемпера, топы, жилетки, шапки, шарфы, палантины, шали); - выполнять средней сложности декоративные изделия спицами и крючком в различных техниках вязания (панно, занавески, салфетки, игрушки и т.д.) - выражать свою индивидуальность в создании трикотажных изделий; - оказывать практическую помощь младшим обучающимся; - вязать на ручных вязальных машинах; будут сформированы: - внимательность к окружающим и готовность прийти на помощь; - умение воспринимать критику; - способность к оценке своих изделий и видению перспектив своего развития. Результативность выполнения образовательной программы дополнительного образования детей «Вязание» проводится с помощью бесед, практического тестирования, выполнения готового изделия. Оценивается по трёхбалльной системе «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Входной контроль осуществляется в начале только первого года обучения в виде опроса и практического тестирования по знанию петель. Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде выполнения готового изделия. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде выполнения готовых изделий. Критериями оценки знаний первого года обучения являются: - общие сведения по истории художественного вязания, с основами цветоведения и материаловедения; - соблюдение правил техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, (крючки, спицы, иглы ножницы, утюг); - основные приемы вязания крючком и спицами; - чтение несложных схем вязания (условные обозначения) самостоятельно выполнять их; - вязание изделия на кукол: шарфик (убавление и прибавление петель), детская шапочка; - оформление готовых вязаных изделий (кисти, помпоны, шнуры и пр.); - вязание по кругу на 5 спицах: варежки, носки; - вязание декоративных изделий и сувениров (прихватки, салфетки, игрушки); - вязание модельных шапочек и беретов; - вязание разных видов цельновязаных регланов. 6

8 Условия оценки знаний первого года обучения: Критерии Удовлетворительно Хорошо Отлично Знает поверхностно Знает общие Знает общие общие сведения по сведения по истории сведения по истории художественного истории художественного вязания, с основами художественного вязания, с основами цветоведения и вязания, с основами цветоведения и материаловедения цветоведения и материаловедения материаловедения Общие сведения по истории художественного вязания, с основами цветоведения и материаловедения Соблюдение правил техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, (крючки, спицы, иглы ножницы, утюг) Основные приемы вязания крючком и спицами Чтение несложных схем вязания (условные обозначения) самостоятельно выполнять их Вязание изделия на кукол: шарфик (убавление и прибавление петель), детская шапочка Оформление готовых вязаных изделий (кисти, помпоны, шнуры и пр.) Вязание по кругу на 5 спицах: варежки, носки Знает назначение специальных инструментов и правил техники безопасности при работе с (крючками, спицами, иглами, ножницами), но не использует в полном объеме Знает основные приемы вязания крючком и спицами, но владеет плохо Умеет читать несложные схемы вязания (условные обозначения), но не может самостоятельно выполнять их Вяжет изделия на кукол: шарфик - ошибки при прибавлении петель, при вязании детской шапочки допускаются ошибки при вязании узора Имеет первоначальные навыки оформления изделий (кисти, помпоны, шнуры) Умеет вязать по кругу на 5 спицах, но слабо координирует движения руки Знает назначение специальных инструментов и правил техники безопасности при работе с (крючками, спицами, иглами, ножницами), использует в полном объеме Знает и владеет основные приемы вязания спицами, знает основные приёмы вязания крючком, но допускаются ошибки Умеет читать несложные схемы вязания (условные обозначения), может самостоятельно выполнять их Вяжет изделия на кукол: шарфик, при вязании детской шапочки Имеет первоначальные навыки оформления изделий (изготовляет кисточки, помпоны, шнуры) Умеет вязать по кругу на 5 спицах, координирует движения руки Знает назначение специальных инструментов и правил техники безопасности при работе с (крючками, спицами, иглами, ножницами), использует в полном объеме Знает и владеет основными приёмами вязания крючком и спицами Умеет читать несложные схемы вязания (условные обозначения), может чётко самостоятельно выполнять их Вяжет изделия на кукол: шарфик, при вязании детской шапочки Оформляет готовое вязаное изделие (кисти, помпоны, шнуры и пр.) Умеет вязать по кругу на 5 спицах, координирует движения руки 7

9 Вязание декоративных изделий и сувениров (прихватки, салфетки, игрушки) Вязание модельных шапочек и беретов Вязание разных видов цельновязаных регланов (слабое или тугое натяжение нити, выпадение спиц) Вяжет декоративные изделия и сувениры (прихватки, салфетки, игрушки), но при чтении схем допускает грубые ошибки Вяжет модельный берет прибавление петель забывает выполнять Вяжет цельновязаных реглан, путает регланые линии, при прибавлении петель ошибается Выполняет работу только под руководством педагога. Вязать декоративные изделия и сувениры (прихватки, салфетки, игрушки), затруднения при соединении готовых деталей Вяжет модельные шапочки и береты; Вязать разные виды цельновязаных регланов Выполняет работу под руководством педагога, может проявить самостоятельность при выполнении отдельных заданий. Вяжет декоративные изделия и сувениры (прихватки, салфетки, игрушки) Вяжет модельные шапочки и береты Вяжет разные виды цельновязаных регланов Самостоятелен в работе. Критериями оценки знаний второго года обучения являются: - снятие мерок для изделий и выполнение чертежей выкроек; - выполнение расчётов петель для различных изделий, определение плотности по горизонтали и вертикали; - вязание изделий на себя: джемпер, рейтузы, перчатки; - знание различных видов трикотажных швов (вертикальный, горизонтальный, кеттельный) для соединения готовых вязаных деталей, а также декоративное оформление готового изделия, используя (планки, карманы, фурнитуру); - изготовление декоративных изделий и сувениров крючком (салфетки, прихватки, игрушки, карандашницы, игольницы, вазы, конфетницы); - правила ухода и хранения трикотажных изделий. Условия оценки знаний второго года обучения: Критерии Удовлетворительно Хорошо Отлично Умеет снимать мерки Умеет снимать мерки Умеет снимать для изделий, но с для изделий, чертежи мерки для изделий, погрешностями, для выкроек выполняет чертежи чертежи для выкроек выполняет с для выкроек самостоятельно не погрешностями выполняет Снятие мерок для изделий и выполнение чертежей выкроек Выполнение расчётов петель для различных изделий, определение плотности по горизонтали и вертикали Имеет представление о расчете петель для изделий, но самостоятельно выполнить не может Делает расчёт петель для изделий, определяет плотность по горизонтали и вертикали частично Умеет самостоятельно точно производить расчёты петель для изделий определяет плотность по горизонтали и 8

10 Вязание изделий на себя: джемпер, рейтузы, перчатки Знание различных видов трикотажных швов (вертикальный, горизонтальный, кеттельный) для соединения готовых вязаных деталей, а также декоративное оформление готового изделия, используя (планки, карманы, фурнитуру) Изготовление декоративных изделий и сувениров крючком (салфетки, прихватки, игрушки, кароандашницы, игольницы, вазы, конфетницы) Правила ухода и хранения трикотажных изделий Вязание изделий на себя: джемпер, рейтузы, перчатки; справляется с вязанием перчаток при вязании джемпера множество ошибок Имеет представление о различных видах швов (вертикальный, горизонтальный, кеттельный), но выполнение их не достаточно точно Вяжет декоративные изделия и сувениры крючком, не справляется с чтением схем Не знает правила ухода и хранения трикотажных изделий Выполняет работу только под руководством педагога. Вяжет изделия на себя: джемпер, перчатки Имеет представление о различных видах швов (вертикальный, горизонтальный, кеттельный), выполняет их достаточно точно Вяжет декоративные изделия и сувениры крючком Знает правила ухода и хранения трикотажных изделий Выполняет работу под руководством педагога, может проявить самостоятельность при выполнении отдельных заданий. вертикали Вяжет изделия на себя: джемпер, рейтузы, перчатки без затруднений Знает различные виды швов (вертикальный, горизонтальный, кеттельный) и самостоятельно использует при соединении готовых вязаных деталей Вяжет декоративные изделия и сувениры крючком, с лёгкостью владеет, предлагает авторские идеи Знает правила ухода и хранения трикотажных изделий; Самостоятелен в работе. Критериями и условиями оценки знаний третьего года обучения являются: - основные приёмы вязания на «вилке» (круг, квадрат, ажурная полоса); - вязание изделий на себя на «вилке» (шали, жилетки, платья и т.д.) - основные приёмы вязания салфеток на спицах; - основные приёмы «филейного вязания»; - основные приемы «тунисского вязания»; - вязание средней сложности изделий на себя (джемпера, топы, жилетки, шапки, шарфы, палантины, шали); - вязание средней сложности декоративных изделий спицами и крючком в различных техниках вязания (панно, занавески, игрушки и т.д.); - вязание образцов и джемпера на ручной вязальной машине. 9

11 Условия оценки знаний третьего года обучения: Критерии Удовлетворительно Хорошо Отлично Владеет приёмами Владеет приёмами Владеет приёмами вязания на «вилке» вязания на «вилке» вязания на «вилке» (затруднения при (выполняет (выполняет наборе первых петель различные детали: различные детали: на вилку и точное полоса, круг, квадрат, полоса, круг, определение полукруг, их обвязка), квадрат, полукруг, середины при вязании но соединение в их обвязка, полосы), ошибки при готовое изделие при соединение в соединении помощи педагога готовое изделие) отдельных деталей Основные приёмы вязания на «вилке» (круг, квадрат, ажурная полоса). Вязание изделий на себя на «вилке» (шали, жилетки, платья и т.д.). Основные приёмы вязания салфеток на спицах. Основные приёмы «филейного вязания». Основные приемы «тунисского вязания» Вязание средней сложности изделий на себя (джемпера, топы, жилетки, шапки, шарфы, палантины, шали). Вязание средней сложности декоративных изделий спицами и крючком в различных техниках вязания (панно, занавески, игрушки и т.д.). Владеет основными приёмами вязания салфеток на спицах, набор начального ряда петель, их распределение на спицах, при помощи педагога, слабо координирует движения руки (слабое или тугое натяжение нити, выпадение спиц) Владеют приёмами «Филейного вязания», но при чтении схем допускают ошибки Владеет приёмами «Тунисского вязания», при чтении схем допускает ошибки Вяжет изделия на себя, только с готовыми расчетами и с простыми узорами Не умеет комбинировать различные техники вязания в одном изделии; Выполняет работу только под руководством педагога. Владеет основными приёмами вязания салфеток на спицах (набор начального ряда петель, их распределение на спицах, при помощи педагога, чтение схем самостоятельное) Владеет приёмами «Филейного вязания» (правильное чтение схем и их выполнение), но иногда допускаются ошибки Владеет приёмами «Тунисского вязания» Вяжет средней сложности изделия на себя, иногда при расчетах допускаются ошибки Умеет комбинировать различные техники вязания в одном изделии, но не всегда эстетично; Выполняет работу под руководством педагога, может проявить Владеет основными приёмами вязания салфеток на спицах (набор начального ряда петель, их распределение на спицах, чтение схем) Владеет приёмами «Филейного вязания» (правильное чтение схем и их выполнение) Владеет приёмами «Тунисского вязания» Вяжет средней сложности изделия на себя, добавляет свои авторские идеи Умеет комбинировать различные техники вязания в одном изделии Самостоятелен в работе. 10

12 Вязание образцов и джемпера на ручной вязальной машине. Выполняет работу только под руководством педагога. самостоятельность при выполнении отдельных заданий. Выполняет работу под руководством педагога, может проявить самостоятельность при выполнении отдельных заданий. Самостоятелен в работе. Формы подведения итогов реализации программы. Итоги реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вязание» проводятся в форме участия в выставках, конкурсах, фестивалях, открытых занятиях, праздниках. п/п ОБЩИЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Название темы Количество часов Теория Практика Всего Первый год обучения 1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности Материаловедение, цветоведение Основные приемы вязания спицами. Вывязывание плотных узоров Шарфик Детская шапочка Варежки Носки Башмачки с отделочным рантом Основные приемы вязания крючком. Узоры из столбиков и воздушных петель Кружевная салфетка Декоративные изделия и сувениры Модельные шапочки и береты Цельновязаный реглан Итоговое занятие 2-2 Всего: Второй год обучения 1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности Материаловедение Джемпер Кружевные салфетки Декоративные изделия, сувениры Рейтузы Перчатки Итоговое занятие 3-3 Всего:

13 Третий год обучения, объединением 1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности Основные приёмы вязания на вилке Кружевные салфетки вязаные спицами Основные приёмы филейного вязания Основные приёмы тунисского вязания Шали вязаные спицами и крючком Декоративные изделия и сувениры Итоговое занятие. Подведение итогов работ. 3-3 Всего: Третий год обучения, индивидуально 1 Основные приёмы вязания на ручной вязальной машине. Вязание образцов Вязание джемпера на ручной вязальной машине Вязание изделий для участия в конкурсах, выставках, фестивалях Итоговое занятие. Подведение итогов работ 1-1 Всего: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения в Доме творчества. План работы объединения на учебный год. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Знакомство обучающихся с историей ручного художественного вязания. Материаловедение, цветоведение. Изучение различных видов нитей для вязания различных изделий. Свойства трикотажного полотна. Инструменты необходимые для занятия. Основные приемы вязания спицами. Понятие «раппорт», лицевые, изнаночные петли. Практическая работа: набор петель. Изучение лицевых, изнаночных петель. Вязание плотных узоров по схемам. Вязание изделий на кукол: шарфик, детская шапочка. Вязание на себя: правила вязания по кругу на 5 спицах (варежки, носки). Башмачки с отделочным рантом. Основные приемы вязания крючком. Практическая работа: Узоры из столбиков и воздушных петель. Правильное положение рук во время работы. Вязание квадрата по схеме, салфетка. Изготовление декоративных изделий и сувениров крючком и спицами. Модельные шапочки и береты. Понятие «Клин», прямые, обратные накиды. Практическая работа: вязание спицами. Прибавление и убавление петель. Цельновязаный реглан. Понятие «Регланые линии», прямые, обратные накиды. Практическая работа: вязание спицами. Распределение петель, вязание регланных линий с использованием прямых накидов. Итоговое занятие. Второй год обучения Вводное занятие. Правила поведения в Доме творчества. План работы объединения на учебный год. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. 12

14 Материаловедение. Изучение различных видов пряжи. Подбор пряжи к определённым изделиям. Выбор пряжи в соответствии с инструментами. Джемпер. Понятия пройма, горловина, втачной рукав. Практическая работа: Выбор фасонов и моделей. Подбор пряжи. Подбор инструментов. Снятие мерок. Зарисовка чертежа в натуральную величину. Расчёт петель. Вязание изделия по схемам. Соединение отдельно вязаных деталей. Оформление готового изделия (планки, карманы, фурнитура и т.д.). Отпариванию трикотажного изделия. Кружевные салфетки. Понятие «Ирландское кружево». Техника вязания отдельными мотивами. Практическая работа: Правила вязания по кругу и в двух направлениях крючком. Чтение схем и самостоятельное выполнение изделия. Декоративные изделия, сувениры. Практическая работа: вязание игрушек, конфетниц, карандашниц и др. Рейтузы. Понятие частичное вязание. Практическая работа: Выбор модели. Подбор узора. Подбор пряжи и спиц. Снятие мерок. Зарисовка чертежа в натуральную величину. Расчёт петель. Вязание изделия по описанию и схемам. Использование частичного вязания. Соединение готовых деталей. Оформление фурнитурой. Перчатки. Понятие клин. Практическая работа: Выбор узора. Подбор пряжи и спиц. Снятие мерок. Расчёт петель. Вязание изделия по описанию. Распределение петель на пальцы. Оформление фурнитурой. Итоговое занятие. Третий год обучения, объединением Вводное занятие. Правила поведения в Доме творчества. План работы объединения на учебный год. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Основные приёмы вязания на вилке. Практическое занятие: Набор первой петли. Вязание различных мотивов: полоса, квадрат, круг. Обвязка ажурными узорами и способы их соединения. Вязание всевозможных изделий: жилетки, шали, палантины, платья, жакеты. Кружевные салфетки вязаные спицами. Основные приёмы вязания салфеток на спицах. Практическое занятие: Набор первоначального ряда петель при помощи крючка. Распределение петель на спицы. Вязание салфеток по схемам. Закрепление последнего ряда петель при помощи крючка. Основные приёмы филейного вязания. Основные приёмы филейного вязания. Практическое занятие: Набор первоначального ряда. Выполнение пустых и заполненных клеток. Убавление и прибавление клеток с образованием прямого края. Вязание узоров по схемам. Выполнение различных изделий: топы, салфетки, скатерти, занавески, картины, панно и многое другое в технике филейное вязание. Основные приёмы тунисского вязания. Практическое занятие: Набор начального ряда петель. Вывязывание воздушных петель, вытянутых петель наборного края, петли обратного ряда. Закрепление петель. Вывязывание узоров по схемам. Шали вязаные спицами и крючком. Практическое занятие: Вязание изделий: шали, палантины вязаные спицами и крючком. Декоративные изделия и сувениры. Практическое занятие: Вязание игрушек, прихваток, карандашницы, игольницы, вазы, конфетницы, шкатулки, панно и т.д. Оформление фурнитурой. Итоговое занятие. Третий год обучения, индивидуально Основные приёмы вязания на ручной вязальной машине. Вязание образцов. Практические занятия: Подготовка ручной вязальной машины к работе. Подготовка пряжи. Набор петель. Основные приемы вязания. Вязание узоров. 13

15 Вязание джемпера на ручной вязальной машине. Практическая работа: Выбор фасонов и моделей. Подбор пряжи. Подбор инструментов. Снятие мерок. Зарисовка чертежа в натуральную величину. Расчёт петель. Вязание изделия. Соединение отдельно вязаных деталей. Оформление готового изделия (планки, карманы, фурнитура и т.д.). Отпариванию трикотажного изделия. Вязание изделий для участия в конкурсах, выставках, фестивалях. Практическая работа. Итоговое занятие. 14

16 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения Содержание программы 1 «Вводное занятие». Знакомство с обучающимися. План работы объединения. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Знакомство обучающихся с историей ручного художественного вязания. 2 «Материаловедение». Изучение различных видов нитей для вязания различных изделий. Цветоведение. Свойства трикотажного полотна. Инструменты необходимые для занятия. 3 «Основные приемы вязания спицами. Вывязывание плотных узоров». Понятие о рапорте. Практическое занятие: набор начального ряда петель. Вязание лицевых, изнаночных петель. Вязание узоров по схемам. Вязание накидов. Закрепление последнего ряда. Вязание образцов различными узорами. 4 «Шарфик, связанный с угла». Практическое занятие: подбор пряжи, спиц, узора. Расчёт петель. Вязание и оформление изделия. Изготовление помпонов. 5 «Детская шапочка». Объяснение педагога Практическое занятие: подбор пряжи, спиц, узора. Выбор фасона. Расчёт петель. Вязание и оформление изделия. Количество часов Теория Практика Всего Методическое обеспечение Инструменты: спицы, крючки, ножницы, сантиметровая лента, булавки, иглы, маркеры петель. Материалы: пряжа, образцы трикотажного полотна. Наглядные пособия [10]. Инструменты: спицы, крючок, ножницы. Материалы: пряжа, схемы узоров. Наглядные пособия [11, 24]. Инструменты: спицы, крючок, ножницы. Материалы: пряжа, схемы узоров, шаблоны для помпонов. Наглядные пособия [9]. Инструменты: спицы, крючок, сантиметровая лента, ножницы. Материалы: пряжа, схемы узоров. Наглядные пособия [9]. 15

17 6 «Варежки на 5 спицах». Практическое занятие: подбор пряжи, спиц, узора. Выбор фасона. Снятие мерок. Расчёт петель. Вывязывание и оформление изделия. 7 «Носки на 5 спицах». Практическое занятие: подбор пряжи, спиц, узора. Выбор фасона. Снятие мерок. Расчёт петель. 8 «Башмачки с отделочным рантом». Практическое занятие: подбор пряжи по цветовой гамме и спиц. Расчёт петель. Вязание изделия по описанию и оформление. Проработка швов. 9 «Основные приемы вязания крючком». Виды крючков. Правильное положение рук во время работы. Практическое занятие: набор воздушных петель. Вязание квадрата по схеме с использованием воздушных петель и столбиков с накидами. Выполнение различных узоров по схемам. 10 «Кружевная салфетка». Правила вязания по кругу и в двух направлениях. Практическое занятие: подбор ниток и крючков. Выбор модели. Вязание салфетки по схеме и её оформление Инструменты: спицы чулочные 5 шт., крючок, булавки, игла, сантиметровая лента, ножницы. Материалы: пряжа, схема описания. Наглядные пособия [24]. Инструменты: спицы чулочные 5 штук, крючок, игла, сантиметровая лента, ножницы. Материалы: пряжа, схема описания. Наглядные пособия [24]. Инструменты: круговые спицы, крючок, игла. Материалы: пряжа разных цветов, схема описания, шаблоны для помпонов. Инструменты: крючки, ножницы. Материалы: пряжа, схемы описания. Наглядные пособия [11, 17, 24]. Инструменты: крючки, ножницы. Материалы: нитки «Снежинка», «Ирис», «Гамма», схемы описания. Наглядные пособия [17]. 11 Инструменты: крючки, спицы, «Декоративные изделия и сувениры». ножницы, иглы, шаблоны для помпонов История сувенира, его значение. Материалы: пряжа, фурнитура, схемы Практическое занятие: вязание прихваток, вязание игрушек. описания. Наглядные пособия [12, 17]. 12 «Модельные шапочки и береты» Инструменты: круговые спицы, 16

18 13 Практическое занятие: Выбор модели и фасона изделия. Подбор пряжи спиц и крючка. Снятие мерок. Расчет петель. Вязание по схеме. Оформление изделия фурнитурой. «Цельновязаный реглан». Практическое занятие: подбор пряжи и спиц. Выбор узора. Снятие мерок. Расчет петель. Вязание и оформление изделия фурнитурой. 14 «Итоговое занятие» Подведение итогов работ Всего: крючки, иглы, сантиметровая лента, ножницы. Материалы: пряжа, фурнитура, схемы описания. Наглядные пособия [9, 24]. Инструменты: круговые спицы, крючки, иглы, сантиметровая лента, ножницы. Материалы: пряжа, фурнитура, схемы описания. Наглядные пособия [24]. Работы учеников. Второй год обучения Содержание программы 1 «Вводное занятие». План работы объединения. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. 2 «Материаловедение». Изучение различных составов пряжи, правильный подбор пряжи к определённым изделиям. Выбор пряжи в соответствии с инструментами. 3 «Джемпер». Практическое занятие: Выбор фасона и модели. Подбор пряжи. Подбор спиц, крючков. Снятие мерок. Зарисовка чертежа в натуральную величину. Расчёт петель. Вязание Количество часов Теория Практика Всего Методическое обеспечение Инструменты: спицы, крючки, ножницы, сантиметровая лента, булавки, иглы, маркеры петель. Материалы: пряжа, образцы трикотажного полотна. Наглядные пособия [10]. Инструменты: спицы, крючки, ножницы, сантиметровая лента, булавки, иглы. Материалы: пряжа, схемы изделия, чертёж, фурнитура. Наглядные пособия [13, 14, 15, 16, 18, 19, 17

19 изделия по схемам. Соединение отдельно вязаных деталей. Оформление готового изделия (планки, карманы, фурнитура). 4 «Кружевная салфетка». Правила вязания по кругу и в двух направлениях Практическое занятие: подбор ниток и крючков. Выбор модели. Вязание салфетки по схеме и её оформление. 5 «Декоративные изделия и сувениры». Практическое занятие: вязание прихваток, вязание игрушек, карандашницы, игольницы, вазы, конфетницы «Рейтузы». Практическое занятие: Выбор модели. Подбор узора. Подбор пряжи и спиц. Снятие мерок. Зарисовка чертежа в натуральную величину. Расчёт петель. Вязание изделия по описанию и схемам. Соединение готовых деталей. Оформление фурнитурой «Перчатки». Практическое занятие: выбор узора. Подбор пряжи и спиц Снятие мерок. Расчёт петель. Распределение петель на пальцы. Вязание изделия по описанию. Оформление фурнитурой. 9 «Итоговое занятие» Подведение итогов работ. Всего: Третий год обучения, объединением 20, 21]. 3 3 Работы учеников Инструменты: крючки, ножницы. Материалы: нитки «Снежинка», «Ирис», «Гамма», схемы описания. Наглядные пособия [17]. Инструменты: крючки, спицы, ножницы, иглы, шаблоны для помпонов. Материалы: пряжа, фурнитура, схемы описания. Наглядные пособия [12, 17]. Инструменты: крючок, круговые спицы, ножницы, иглы, сантиметровая лента. Материалы: пряжа, бельевая резинка, схемы описания, чертёж. Наглядные пособия [13]. Инструменты: спицы чулочные 5 шт., крючок, булавки, ножницы, сантиметровая лента, иглы. Материалы: пряжа, схемы описания. Наглядные пособия [9, 20]. 1 «Вводное занятие». Содержание программ Количество часов Теория Практика Всего 2 2 Методическое обеспечение 18

20 План работы объединения. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. 2 «Основные приёмы вязания на вилке». Практическое занятие: набор первой петли. Вязание различных мотивов: полоса, квадрат, круг. Обвязка ажурными узорами и способы их соединения. Вязание всевозможных изделий: жилетки, шали, палантины, платья, жакеты. 3 «Кружевные салфетки вязаные спицами». Основные приёмы вязания салфеток на спицах. Практическое занятие: набор первоначального ряда петель при помощи крючка. Распределение петель на спицы. Вязание салфеток по схемам. Закрепление последнего ряда петель при помощи крючка. 4 «Основные приёмы филейного вязания». Практическое занятие: набор первоначального ряда. Выполнение пустых и заполненных клеток. Убавление и прибавление клеток с образованием прямого края. Вязание узоров по схемам. Выполнение различных изделий: топы, салфетки, скатерти, занавески, картины, панно и т.д. в технике филейного вязание. 5 «Основные приёмы тунисского вязания». Практическое занятие: набор начального ряда петель. Вывязывание воздушных петель, вытянутых петель наборного края, петли обратного ряда. Закрепление петель. Вывязывание узоров по схемам. 6 «Шали, палантины вязаные спицами и крючком». Практическое занятие: вязание изделий по схемам. Оформление фурнитурой. Выполнение кистей, помпонов Инструменты: вилки 5-7см, крючки, маркеры петель. Материалы: пряжа, шаблоны для кистей Наглядные пособия [18, 19]. Инструменты: спица чулочные, крючки. Материалы: нитки «Снежинка», «Ирис», «Лилия», «Искорка». Наглядные пособия [22]. Инструменты: крючки. Материалы: нитки «Снежинка», «Ирис», «Лилия», «Искорка». Наглядные пособия [17]. Инструменты: крючок длинный. Материалы: пряжа. Наглядные пособия: схемы. Инструменты: вилки 5-7см, крючки, спицы, иглы, шаблоны для помпонов, маркеры для петель. Материалы: пряжа. Наглядные пособия [14, 19, 20]. 19

21 7 «Декоративные изделия и сувениры». Практическое занятие: вязание игрушек, прихваток, карандашницы, игольницы, вазы, конфетницы, шкатулки, панно и т.д. Оформление фурнитурой «Итоговое занятие» Подведение итогов работ. Всего: Третий год обучения, индивидуально 3 3 Работы учеников Инструменты: спицы, крючки, иглы, шаблоны для помпонов, маркеры для петель. Материалы: пряжа. Наглядные пособия [12, 17]. Количество часов Содержание программ Теория Практика Всего 1 Основные приёмы вязания на ручной вязальной машине. Вязание образцов. Практическое занятие: Подготовка ручной вязальной машины к работе. Подготовка пряжи. Набор петель. Основные приемы вязания. Вязание узоров. 2 Вязание джемпера на ручной вязальной машине. Практическое занятие: Выбор фасонов и моделей. Подбор пряжи. Подбор инструментов. Снятие мерок. Зарисовка чертежа в натуральную величину. Расчёт петель. Вязание изделия. Соединение отдельно вязаных деталей. Оформление готового изделия (планки, карманы, фурнитура и т.д.). Отпариванию трикотажного изделия. 3 Вязание изделий для участия в конкурсах, выставках, фестивалях Практическое занятие: 4 Итоговое занятие. Подведение итогов работ 1-1 Всего: Методическое обеспечение Инструменты: ручная вязальная машина, клапанооткрыватель, деккер одинарный, иглы для переноса, линейка, отборная гребенка, крючок, грузы. Материалы: пряжа. Наглядные пособия [23, 24]. Инструменты: ручная вязальная машина, клапанооткрыватель, деккер одинарный, иглы для переноса, линейка, отборная гребенка, крючок, грузы, ножницы, сантиметровая лента, булавки, иглы. Материалы: пряжа, схемы изделия, чертёж, фурнитура. Наглядные пособия [23, 24]. Инструменты: спицы, крючки, вилки, иглы, ножницы, сантиметровая лента, булавки. Материалы: пряжа, фурнитура. Наглядные пособия [9-22]. 20

22 Список литературы: 1. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации 273-ФЗ от Ростов-на-Дону: Легион, с. 2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от г ). 3. Вязание спицами / Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, с Вязание крючком, спицами / Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, с Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. 27). 6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Режим доступа: 7. Положение о правилах приема, перевода и отчисления обучающихся, приказ 3-о от Устав МБОУ ДОД ДДТ имени академика А.Е. Ферсмана (пятая редакция), протокол 2 от Ерзенкова Н.В. Вязанные комплекты: шапочки, шарфы, перчатки.-2-е изд. Минск: Соврем. слово, с. 10. Павлович С.С. и др. Узоры вязания на спицах и крючком. Минск, с. 11. Савченко В.Н. Новая коллекция вязания спицами и крючком. Серия «Дамский клуб». Ростов-на-Дону: Феникс, с. 12. Ткаченко Т., Стародуб К. Мягкая игрушка для начинающих. Лучшие модели и выкройки. Ростов-на-Дону: Издательский Дом «Владис», М.: Издательский Дом «РИПОЛ классик», с. 13. Максимова М.В. Азбука вязания. Изд. 5-е. М.: Легпромбыт-издат, с. 14. Сабрина, 2005, 5; 2007, Сандра, 2002, 1-2; 2006, 3; 2007, 7, 8, Золушка, 2003, Валентина, 2008, 5, 6, 17, 18; 2009, 1, 4, 5, 6, Мини Диана, 2008, 1, 2, 3, 4, 5, Журнал Мод, 2006, 1, Вязаный шик // Вязание: модно и просто. Дзержинск, с. 21. Золотая коллекция вязания спицами. 22. Вязание салфетки. 23. Загребаева А.А. Вязание на ручной машине. М.: Легпромбытиздат, с. 24. Машина вязальная ручная «Нева-6» / Руководство по эксплуатации. Л., с. Список литературы, рекомендуемой детям: 1. Балашова М.Я. Вяжем для детей. Проф-Пресс. Ростов-на-Дону, с. 2. Гай-Гулина З.С. Петелька за петелькой. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, с. 3. Коришкова Т. Волшебная цепочка. М., с. 4. Ханашевич Д. Подружки-Рукодельница. М., 1980, 1982, Максимова М. В. Азбука вязания. Изд. 5-е. М.: Легпромбыт-издат, с. 6. Вязание спицами / Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, с

23 7. Вязание крючком, спицами / Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, с

Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах Пояснительная записка к кружку по вязанию на спицах

Читать далее:




Программа по составлению схем вышивки крестом 6




Как сделать очень простую бомбочку




Света поздравления фото




Открытки с разведчиками




Схема низкой и высокой панели приборов ваз